ВОПРОС 31

Безусловные рефлексы, видовые рефлексы, относительно постоянные стереотипные врождённые реакции организма на воздействия внеш. и внутр. среды, осуществляемые при посредстве ЦНС и не требующие спец. условий для своего возникновения.

Термин «БР» введён Павловым для обозначения Р, безусловно возникающих при действии соответствующих раздражителей на чувствительные нервные окончания (рецепторы). Примеры БР: выделение слюны при попадании пищи в рот, одёргивание руки при уколе пальца и др. Биологическая роль БР, которые служат фундаментом для остальной нервной деят. организма, — приспособление поведения животного данного вида к постоянным, привычным для него условиям среды. Динамическое взаимодействие БР с приобретёнными, возникающими на протяжении жизни организма так называемыми УР обеспечивает приспособление организма к изменениям как внеш., так и внутр. среды. Анатомическая основа БР — различные отделы Сп и ГМ, включая его БП. Точное соответствие БР качественным и количественным особенностям раздражителя позволило материалистически трактовать проблему их биологической целесообразности, имея в виду поразительную приспособленность функции характеру раздражения. Важная роль в механизме БР принадлежит так называемой обратной афферентации, т. е. поступлению в организм инфо о результатах и степени успешности совершенного действия. Различия между БР и УР носят относительный характер. Согласно Павлову, БР возникают как УР, а впоследствии (при сохранении одних и тех же условий жизни в ряде поколений) в процессе эволюции закрепляются и переходят во врождённые.

Представления о чрезвычайной устойчивости, неизменности БР не подтвердились. Оказалось, что БР обнаруживают заметные сдвиги в связи со многими факторами (взаимодействие с другими Р, гормонально-гуморальные влияния, функциональное состояние организма и его ЦНС). БР «в чистом виде» может проявляться один или несколько раз после рождения животного, а затем в довольно короткое время «обрастает» УР и др. БР. Всё это затрудняет классификацию БР В основу одних классификаций (А. Д. Слоним) положен принцип уравновешивания организма с внешней средой и поддержания постоянства его внутренней среды (гомеостаз), другие — предусматривают экологическую и биологическую характеристику БР (Н. А. Рожанский). Классификация, принятая в лаборатории Павлова, построена с учётом свойств действующего раздражителя и биолог. смысла ответ. реакции. В соответствии с этой класс-цией различают следующие БР: пищевые, оборонительные (защитные), половые и ориентировочно-исследовательские. В особую категорию сложных БР Павлов отнёс инстинкты и другие проявления сложных актов врождённой деятельности животных и человека, имеющие циклический или поведенческий характер. Подобные виды врождённой деятельности в последние десятилетия интенсивно изучаются наукой о поведении — этологией

ВОПРОС 32

Инстинкт – это унаследованная схема поведения, присущая определенному виду животных; она почти не меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени, устойчива к потрясениям, как бы подчинена заранее заданной цели. Инстинкт с мотивационной стороны представляет собой механизм, обеспечивающий удовлетворение потребностей. Любой инстинкт имеет четыре элемента: источник, цель, объект и стимул. Источник И – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние, например, голод или жажда. Цель И состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Объект И означает предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивида, что обеспечивает удовлетворение, т.е. цель. Действия, ведущие к инст. удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивиды способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени. Стимул И представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенно путем учета количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели. Инстинктивное поведение ИП – совок. сформировавшихся в процессе развития данного вида (в филогенезе) наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных. В процессе индивид. развития, т.е. онтогенеза, ИП формируется во взаимодействии с процессами научения, но не нуждается в упражнении, сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью, малой индивидуальной изменчивостью и автономностью. Целесообразность ИП развилась в результате естественного отбора. Отдельные действия (акты), из которых слагается ИП, включают комплексы четко скоординированных движений, поз, звуков, кожных реакций (секреция, изменение окраски) и т.п. Адаптивность и эффективность ИП обеспечиваются врожденными пусковыми механизмами – нейросенсорными системами, настраивающими анализаторы на восприятие специфических ключевых раздражителей, что способствует их распознаванию, интеграции соответствующих ощущений и активации соответствующих нервных центров. Ключевыми раздражителями выступают физ. или хим. признаки биол. значимых объектов живой и неживой природы (формы, размеры, движение, запах и т.д.) или пространственные отношения (взаиморасположение частей, относительная величина и т.п.). Несмотря на свою стабильность и врожденный характер, И свойственна некоторая изменчивость. Различают ряд механизмов развития инстинктивных форм мотивации: запечатление ориентиров, импринтинг и обусловливание.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26

Смотрите также

Организация здравоохранения России в годы Великой Отечественной Войны
Достижения медицины и здравоохранения нашей страны в годы Великой Отечественной войны — славная стра­ница истории, непреходящая ценность для следующих поколе­ний. На фронте и в тылу было сд ...

Заключение. Решение данной проблемы
Таким образом, повышение эффективности профилактики и лечения людей с различными заболеваниями (особенно в районах техногенного загрязнения) возможно на основе разработки мероприятий, препятствующих ...

Организация и содержание педагогической помощи детям с нарушением слуха
...







www.medicinformer.ru - Copyright © - 2024