Интервью должно начинаться с приветствия пациента вра­чом. Важно, чтобы форма приветствия соответствовала возрасту и социальному опыту пациента и чтобы вербальное (словесное) приветствие было подкреплено невербальными средствами — это может быть пожатие руки, наклон тела в сторону пациента, кивок головы, улыбка и т. п. Если такого соответствия вербальной и невербальной части приветствия не будет, то больной воспри­нимает приветствие как неестественное и неискреннее (о не­вербальных коммуникациях см. раздел 2.2.6). В случае, если паци­ент опоздал на прием, нужно всегда выяснить причину этого, так как опоздание часто бывает неосознаваемой попыткой избе­жать встречи.

Место, где пациенту следует сесть, чаще всего должно быть указано ему врачом, лишь иногда с диагностической целью мож­но дать пациенту возможность самому выбрать себе место и по­смотреть, как он это сделает: при этом тревожный больной по­пытается спрятаться за каким-либо барьером, депрессивный зай­мет самое неудобное и непрестижное сиденье и т. д. Далее, если эта встреча первая, врачу следует представить себя больному; психологически правильнее сделать это даже в том случае, если фамилия врача написана на двери кабинета, в регистратуре и т. д. Важно помнить, что произнесение человеком своего имени, фамилии, должности невнятно и коротко свидетельствует о его пониженной самооценке и не способствует повышению его ста­туса в глазах собеседника.

Далее следуют вводные комментарии, где врач коротко опи­сывает то, как он представляет себе цель встречи, основные воп­росы, которые должны быть в ходе ее решены, в некоторых случаях он указывает, каким временем располагает.

Последняя часть этого раздела интервью — приглашение па­циенту самому сформулировать возможно свободнее и полнее проблемы, которые привели его к врачу. Отметим, что цели встречи в изложении врача и пациента могут совершенно не со­впадать. Если это так, то нужно обсудить разногласия и прийти к общему решению о том, какие цели имеет встреча и какие воп­росы будут на ней обсуждены. Не следует, особенно в амбула­торной практике, намечать слишком широкие и неопределен­ные цели, лучше разделить работу на несколько встреч, каждая из которых посвящена какой-либо определенной проблеме.

Все перечисленные навыки относятся к навыкам межлично­стного взаимодействия.

Типичные врачебные ошибки: игнорирование приветствия или его невербальной части, отсутствие представления врачом са­мого себя, нередко пациенту не дается возможности самому сформулировать цели прихода к врачу, что важно сделать имен­но в начале интервью.

I этап клинического интервью («установление доверительной дистанции») можно определить как активное интервью. Он является наиболее важным и трудным. Первое впечатление пациента способно решить дальнейший ход интервью, его желание продолжать беседу, пойти на раскрытие интимных подробностей. Общение врача с пациентом начинается с ситуативной поддержки. Интервьюер берет нить разговора в свои руки и, мысленно поставив себя на место пациента, впервые обратившегося к врачу, помогает тому начать разговор.

Обычно эффективным для установления «доверительной дистанции» — психологического комфорта оказывается высказывание типа: «Я понимаю, как это непросто обратиться к врачу (психологу). Мне, наверное, не стоит говорить о том, что все, чем Вы захотите поделиться со мной о себе и своих переживаниях, останется между нами». На дальнейших этапах желательно подтверждать (напоминать) пациенту свои гарантии конфиденциальности, но не прямо, а косвенно. Например, вопросы, существенные для понимания состояния пациента, следует начинать со слов: «Если не секрет, не могли бы Вы рассказать подробнее о .» или «Ваше право не говорить мне о .»: «Если Вам не хочется обсуждать эту тему, мы могли бы перейти к другой». Подобными речевыми способами, основанными на этических принципах, возможно быстрое и эффективное установление нужной «душевной волны» между врачом (психологом) и пациентом при условии, что за техникой коммуникации будет стоять искреннее желание разобраться в состоянии пациента, помочь ему, а не манипулирование.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Психосоматические расстройства (теории и классификация)
...

Строение  организма человека
Активный, подвижный образ жизни животных обусловил присущность организму человека следующих трёх функций. 1. Непосредственное единство животных со средой обитания даёт им функцию чувствительнос ...

Родовой процесс
Род есть субстанция, по отношению к которой все его единичные особи являются лишь акциденциями. Процесс жизни рода осуществляется согласно трём моментам его понятия. Со стороны всеобщности род ...







www.medicinformer.ru - Copyright © - 2024